Как сделать лодку из фанеры?

Сборка корпуса – каркаса лодки

Наверняка многие не раз задавались вопросом: как сделать лодку из дерева? Для выполнения этой задачи важно выбрать максимально ровную поверхность. Сначала из дубового бруса при помощи циркулярной пилы вырезается килевая балка, которая кладется на рабочую поверхность-стапель. Затем в ней пропиливаются шесть-восемь поперечных пазов для шпангоутов и два продольных паза под наклонные балки – форштевень и ахтерштевень в носовой и кормовой частях соответственно

Затем в ней пропиливаются шесть-восемь поперечных пазов для шпангоутов и два продольных паза под наклонные балки – форштевень и ахтерштевень в носовой и кормовой частях соответственно.

После этого выпиливаются две продольные балки и элементы шести поперечных шпангоутов, которые будут собираться каждый из трех отдельных частей, на шурупах и эпоксидном клее.

По центру шести нижних частей шпангоутов нужно также сделать вырезы, а затем прикрепить их к килевой балке. После этого к нижним балкам крепятся «ветви» поперечных бортовых «ребер» корпуса, в четырех частях которых делаются вырезы для стрингеров – продольных ребер прочности всей конструкции. В передней и задней частях будущей лодки прикрепляются таким же образом форштевень и ахтерштевень. Теперь, для усиления корпуса лодки, можно прикрепить к шпангоутам стрингеры – продольные балки, которые также лучше всего выпилить из дубовых брусков и разогнуть над горячим паром. После выгибания четыре стрингера нужно вставить в пазы шпангоутов, форштевня, а также ахтерштевня.

К последнему нужно прикрутить шурупами выпиленную из фанеры транцевую доску, которая впоследствии станет плоской кормой лодки. К ней можно заранее прикрепить два железных угольника для установки в дальнейшем подвесного мотора.

Теперь останется только прикрепить к верхним частям шпангоутов поперечные балки, чтобы не сломать их при креплении листов наружной обшивки правого и левого бортов.

Все – набор корпуса готов.

Как появился прототип подлодки

Первый вариант субмарины собрал, когда вернулся из армии. Устроился в пожарную часть, где был график сутки через трое. На работе чертил и кое-что вырезал, а в длинные выходные занимался строительством.

Этапы строительства первой подводной лодки, 1985 год

Четыре года мастерил тайком — сначала на даче, где оборудовал «сухой док», а потом перевез наполовину склеенный корпус домой.

Стеклопластик в то время найти было невозможно, поэтому через знакомых доставал стеклоткань и эпоксидную смолу и клеил корпус вручную. Детали по ночам точил на заводе, где работал мой приятель.

Двигателя не было, поэтому подвел к винтам обычный педальный механизм. Аппарат на ножной тяге: крутишь педали — винты вращаются. Установил балластную цистерну с ручным насосом для ее продувки при всплытии.

Я тогда думал: пусть будет сначала такая лодка, потом сделаю побольше, а там, глядишь, построю, как у капитана Немо.

Моря в Рязани нет, поэтому первые испытания провел на Оке. Тоже скрытно, чтобы гаишники не остановили. Подвозил лодку на двухосной тележке через поля к старому рукаву, там есть затон без течения.

Корпус лодки делал из стеклоткани и эпоксидной смолы

Хотел даже оставлять ее на дне, чтобы, когда потребуется, вытягивать на берег и загружаться. Но от идеи пришлось отказаться: субмарина, хоть и маленькая, все равно весила около тонны — за веревку со дна не вытянешь.

Устранение повреждений в надувной лодке из ПВХ

Если у вас уже есть надувная лодка и вы активно ей пользуетесь, то наверняка часто случаются моменты течи из-за прокола или пореза материала средства передвижения. Производить реставрацию лодки из ПВХ совершенно не сложно, это легко сделать в спартанских условиях и даже на воде.

Конечно, чтобы получить более качественный результат, нужно располагать временем и ремонтировать лучше в мастерской. При устранении течи клей сохнет, в идеале, 3 дня, хотя нет ничего страшного, если лодкой вы воспользуетесь через сутки.

Если прокол случился во время рыбалки или охоты, пользуются только входящим в набор с лодкой комплектом устранения дефектов.

Размеры лодки, ее виды и формы

Поскольку лодками пользовались еще наши предки, в истории сохранились модели, которые и сейчас можно изготовить в домашних условиях. Стандартная фанерная лодка предусмотрена на одного или двух человек с общей массой не более 150 кг. Длина лодки не должна превышать 2,7 м, ширина 1,2 м, а высота бортов на миделе не выше 30 см. масса фанерной лодки около 29 кг.

Наиболее популярные модели лодок, которые вполне возможно изготовить своими руками:

  • Скиф, или плоскодонка, прекрасно подходит для плавания в тихих водах. Довольно легкая в строительстве и надежна в эксплуатации. Отличительной чертой стала ее легкость –  длинную лодку может спокойно унести человек в одиночку.
  • Динги, лодка для плавания в неспокойной воде. Отличается от остальных разновидностей днищем с килем и носовым транец-форшпигелем.
  • Русский тузик, каноэ, лодка-фофан. Модели с ободами двойной кривизны, что характерно выпуском моделей только в промышленных условиях. Для изготовления плавсредства собственными силами стоит отдать предпочтение лодке с ободами одинарной кривизны.
  • Фанерная лодка. В домашних условиях можно построить лодку вместе с мотором, визуально походящую на катер.

Особенности изготовления

Самодельные фанерные модели востребованы как у рыболовов, так и у любителей отдыха на воде. Для создания маломерного плавсредства нужны инструменты, качественные стройматериалы, немножечко усилий и в короткий срок фанерное чудо будет готово.

Важно отметить, что лодка из фанеры собственными руками, не только экономит средства, но и имеет ряд преимуществ:

  • надежность и длительный срок службы конструкции;
  • маленький вес. Достаточно весомый аргумент при транспортировке и спуске на воду;
  • вместительность лодки до 5 пассажиров.

Материалы и инструменты

Наиболее важные технические характеристики конструкции, такие как надежность и долгий срок эксплуатации, непосредственно зависят от выбора строительного материала для ее изготовления. Именно поэтому стоит серьезно подойти к выбору материала. Фанера, используемая для производства корпусной мебели, для конструирования плоскодонки не подойдет. В связи с этим, лучше всего отдать предпочтение таким маркам:

  • БС. Фанера обладает устойчивостью к воде за счет пропитки шпона бакелитовым клеем. Очень высокая стоимость материала.
  • БК. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки шпона бакелитовым лаком. Стоимость в разы ниже марки БС.
  • ФСФ. Фанера обладает устойчивостью к влаге за счет пропитки на основе фенолформальдегидных смол. Подходит по всем критериям для конструирования лодки.

Кроме фанеры для создания лодки необходимы:

  • трафарет. Для новичков в этой сфере продаются специальные шаблоны во весь размер плавсредства;
  • брусья и доски;
  • стеклоткань для изоляции швов;
  • яхтный лак или водоэмульсионная краска;
  • эпоксидный клей;
  • проволока медная;
  • шурупы;
  • гвозди.

Набор инструментов для постройки плавсредства простой:

  • карандаш и рулетка;
  • шпатель;
  • струбцины;
  • рубанок;
  • молоток;
  • электролобзик;
  • шлифмашинка.

Этапы изготовления

Рассмотрев все модификации материалов, и приготовив весь инструмент, следует переходить к первому этапу создания самодельной лодки из фанеры.

Лодка из фанеры

Фанерное плавучее средство имеет свои преимущества, к которым относятся:

  • небольшой вес, так как облегченный вариант такой лодки имеет массу, составляющую всего 10-15 кг, а такое судно довольно легко переносить даже вдвоем;
  • максимальная вместительность — 5 человек, но все зависит от выбранного проекта;
  • долговечность мини-корабля, но только в случае соблюдения технологии;
  • доступная цена всех требующихся материалов.

Если у мастера есть желание, а поводов отказываться от задуманного не найти, то нужно лишь выделить для создания лодки свободное время.

Материалы, инструменты

Мебельная фанера (ФК) для строительства этого судна не подходит, поэтому необходимо приобрести одну из следующих марок: БК (пропитка — бакелитовый лак), БС (бакелитовый клей) или, если нет возможности купить БК и БС, ФСФ (смоляной формальдегидный клей)

Обращать пристальное внимание необходимо на качество материала: в торцах недопустимы щели, а на поверхности сучки или иные дефекты. Толстая фанера не годится, так как лист должен уметь гнуться, поэтому максимальная (или оптимальная) толщина — 6-9 мм

Другие нужные материалы и инструменты:

  • брус — качественный, сухой;
  • рейки из лиственницы — для киля и стрингеров (продольных ребер жесткости);
  • стеклоткань в рулонах;
  • водостойкая краска;
  • грунтовка и шпаклевка (тоже водостойкие);
  • эпоксидный клей;
  • яхтный лак;
  • карандаш;
  • медная проволока (скрепки);
  • зубило;
  • кусачки;
  • молоток;
  • плоскогубцы;
  • рубанок;
  • рулетка;
  • саморезы;
  • струбцины;
  • шлифовальная машина;
  • шпатель;
  • электролобзик, пилки (для фигурного реза).

Чертеж фанерной конструкции

Проще и легче подобрать готовый образец, который без проблем можно найти в интернете. Но до «охоты» за ним нужно обдумать несколько деталей. К ним относится:

  1. Внешний вид лодки, ее форма.
  2. Вместимость будущего судна и его размеры.
  3. Уровень сложности конструкции. Дебютантам «кораблестроительства» лучше смотреть в сторону простых моделей.

После того как понравившийся чертеж найден, мастер имеет права слегка его подкорректировать: например, изменить размеры или форму некоторых элементов.

Самый простой из чертежей — тот, в котором все детали помещаются на 1 фанерном листе.

  1. Сначала на нем отмечают осевую (продольную) линию, затем те, что расположены между буквами А, Б, и В. Половину дна переносят на бумагу, вырезают, потом прикладывают выкройку ко второй половине листа, обводят карандашом, чтобы днище было симметричным.
  2. Проводят линию, отделяющую от него транец. Днище выпиливают лобзиком в первую очередь, задний борт – следом за ним.
  3. Аналогичным образом чертят, а потом вырезают боковые борта: размечают один элемент, накладывают его на вторую заготовку, затем сразу обе, зажав в струбцинах, вырезают. Места спилов у всех заготовок обрабатывают наждачной бумагой.
  4. Вырезают рейки для киля и ребер жесткости (стрингеров), затем их шлифуют.

Если не устраивают небольшие размеры плавсредства, то два листа фанеры перед операцией по раскрою склеивают «на ус», обработав места соединения сначала рубанком, а затем шлифовальной машиной. На получившийся шов ставят груз.

Сборка элементов лодки

По шагам процесс соединения деталей выглядит так:

  1. В нижней части и по бокам транца сверлят отверстия, диаметр их — 1, 5 мм, шаг — 150 мм. Точно так же поступают с днищем со стороны кормы. Обе детали соединяют проволокой, скрутки делают снаружи.
  2. Дно укладывают на 3 табурета, на крайние стулья для обеспечения нужного прогиба подкладывают доски либо книги. Зовут помощника. Вдвоем по краям борта и боковым сторонам днища делают отверстия с аналогичным диаметром и шагом.
  3. Боковые элементы крепят проволокой к дну и транцу. После проверки геометрии лодки скобы обсаживают зубилом на внутренних стыках. Между бортами вставляют временные распорки в местах, где будут устанавливаться перегородки (шпангоуты) и сиденья-банки. Их временно крепят саморезами.
  4. Все стыки трижды проклеивают стекловолокном с помощью эпоксидного клея. Ширина первой полосы — 25 мм, второй — 40, третьей — 50 мм. Все скрутки проволоки с внешней стороны перед проклейкой снаружи откусывают, а места стыков скругляют.
  5. Удаляют временные распорки, устанавливают шпангоуты и банки. Отверстия от саморезов «маскируют» деревянными нагелями, посаженными на эпоксидный клей.
  6. Рейки, предназначенные для киля и стрингеров, крепят клеем и саморезами, затем помещают под пресс.

Ремонт

Ремонтировать катер из стеклопластика или лодку требуется при возникновении типовых повреждений:

  • дефекты декоративного слоя;
  • трещины в корпусе;
  • пробоины и полупробоины;
  • расхождение углов;
  • раковины.

Основные материалы для ремонта: стеклоткань, эпоксидные смолы. Начиная ремонт, рекомендуется расположить поврежденное место ближе к горизонтальному уровню. Поверхность должна быть чистой, сухой, обезжиренной. Может потребоваться фен, технический или бытовой. Перед началом заделки дефектов стеклоткань необходимо обезжирить, прополоскав в растворителе, и хорошо высушить.

При аварийном ремонте не стоит сушить ее над костром, так как образуется копоть. Перед укладкой на повреждение стеклоткань пропитывается в разведенном компаунде (полиэфирной или эпоксидной смоле), после чего отжимается протягиванием между двумя палками. Место ремонта нужно зачистить крупной шкуркой до стеклотканевого слоя, сделав его слегка махровым.

Устранение повреждений

Мелкие повреждения в виде царапин заделываются эпоксидной смолой без наполнителя или грунтом. Царапину сквозного типа убирают методом шпаклевания компаундом с наполнителем, после чего обработанное место остается зашлифовать и закрасить.

Мелкие трещины достаточно замазать эпоксидной смолой. Если треснул корпус, то с обеих сторон повреждения снимается декоративный слой до стеклоткани. После высушивания ее заполняют эпоксидной смолой. Для этого нажимают с каждой из сторон трещины, давая ей раскрыться, и промазывают. После этого края совмещают, фиксируют. Сверху, с обеих сторон, накладывают пропитанную компаундом полосу стеклоткани. После застывания место ремонта шлифуют, покрывают слоем смолы, снова шлифуют и красят.

Полупробоина характеризуется проломом с оставшимся куском пластика. Если пролом небольшой, то нужно вправить торчащий кусок. Для этого необходимо обработать компаундом все поверхности. При помощи упора и киянки кусок ставится на место, при этом с одной стороны образуется выпуклость, а с другой – вмятина. На выпуклое место укладывается стеклоткань с пропиткой, фиксируется грузом. После полимеризации полупробоина шпаклюется смолой с наполнителем. Дальнейшие действия, шлифовка – укладка пропитанного листа, повторяются дважды. Затем осуществляется шлифовка и покраска.

Пробоина заделывается с помощью пенопластового пуансона, желательно по внешним обводам. Из толстой стеклоткани делаются несколько заплат с допусками от 3 до 5 мм, так, чтобы толщина пакета соответствовала толщине корпуса. После установки пуансона вклеиваются заплаты. Алгоритм дальнейших действий тот же, что и в предыдущих случаях.

Расхождение углов устраняется аналогично заделке трещин, но берется стеклоткань в виде ленты. Раковина является самым неприятным видом повреждения. Иногда это дефект производства. Она может образоваться между слоями из-за попадания воды, которая распирает слои в зимнее время. Для ремонта понадобится вскрыть раковину, просверлив отверстие до попадания в полость.

Затем делается широкий разрез (до 5 мм) в месте ее наибольшего размера. Вскрытая полость просушивается феном, заполняется компаундом при помощи шприца. Обработанная раковина зажимается в пресс. Затем совершается привычный алгоритм шпаклевки, шлифовки и покраски.

Стеклопластик является прекрасным материалом для изготовления лодок и катеров, доступным в применении. Изготовленные своими руками стеклопластиковые лодки получаются долговечными и прочными, легкими в ремонте. Следует учитывать, что компоненты используемых в работе материалов не безопасны для здоровья. Необходимо работать в резиновых перчатках, защитных масках, очках, в хорошо проветриваемом месте.

Плоскодонка, как говорится в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля, это судно, сидящее, по прочим размерам своим, мелко, и потому неостойчивое, опрокидчивое. Ну, подробнее об эксплуатационных свойствах конкретно плоскодонки мы поговорим чуть позже, а пока вернемся к нашей плоскодонке, являющейся одной из самых простых и по своей форме, и по технологии изготовления лодок. Плоскодонка относится к судам индивидуального пользования (любительским). Плоское дно лодки позволяет эксплуатировать ее на мелководье (верховья рек, малые речки, озера), где отсутствует заметное волнение…

Наверное, некоторых любителей может заинтересовать мой опыт постройки картоп-мотолодки для автомобилистов из наиболее доступного в наших магазинах материала – пенополистирола. Согласитесь, идея новая: если гребные суденышки из пенопласта известны, то мотолодок из этого материала до сих пор, вроде бы, еще не делали…

Как я усовершенствовал подлодку

Сначала хотел просто отремонтировать субмарину, но потом решил ее полностью перестроить. Тем более что к тому времени уже оканчивал судостроительный институт.

Покоряю подводный мир Финского залива

Старый корпус я разрезал и удлинил, теперь лодка приняла сигарообразную форму. Вместо педалей появились три двигателя — два бензиновых по 80 лошадиных сил и один электрический, система подруливания, видеокамера и прожектор на днище и что-то вроде выдвижного перископа — это тоже видеокамера.

Сначала думал отремонтировать лодку, но потом решил все переделать

Расширил рубку, и теперь в лодке помещаются 2 человека.

Строил лодку в обыкновенном деревянном сарае в промзоне на окраине города. Вся эта эпопея со строительством — от первого педального варианта до нынешнего — затянулась почти на 25 лет.

Свою лодку строил четверть века

Как меня приняли за подводного диверсанта

В 1988 году я решил провести первое большое испытание и пройти от Усть-Ижоры до Невы, это примерно 25 километров.

Перевез лодку в Ленинград, отправился в переход по воде, но на полпути запутался в металлических сетях. Они стояли, чтобы задерживать топляк — затонувшие при сплаве бревна.

Пока искал катер, чтобы вытянуть подлодку, собравшиеся на берегу зеваки пожаловались куда надо. Из милиции новость о «подозрительном объекте» отправили в КГБ, и меня задержали.

Трое суток, пока шла проверка, я провел в КПЗ, а когда разобрались, чекисты посоветовали пойти учиться в мореходку.

Лодку конфисковали и отправили на хранение на «Адмиралтейские верфи». Там она и простояла несколько лет. Кстати, потом вернули ее в неплохом состоянии — не было только плафонов и набора инструментов из нержавейки.

Обработка швов клеем и установка дополнительных элементов

Последующие работы сводятся к небольшому алгоритму:

по краю кормы и транца необходимо высверлить отверстия;

прикрепить транец ко дну;

из двух одинаковых частей необходимо выпилить детали для борта принимая во внимание наклон транца;

по краям бортов и скулы днища следует просверлить отверстия с равным расстоянием в 150 мм; на этапе скручивания деталей стоит учитывать, что борта, установленные на днище, должны быть примотаны скрученными концами наружу. Транец расположен между бортами; прикрепить к готовой конструкции сидения и шпангоут; отступив 300 мм от сидений, выпиливаются проемы под уключины

Это место следует укрепить брусками; после выполненных работ все стыки деталей проклеиваются тремя слоями стекловолокна и смазываются эпоксидным клеем. Перед оклейкой откусываются все наружные скрепки. после полного высыхания клея на стыках швов, вклеивают банку и перегородку; во все пустые отверстия, оставшиеся после временного крепления, эпоксидной смолой вклеивают деревянные нагеля; таким же образом склеивают наружные швы; чтобы уберечь дно от механических повреждений, следует приделать к нему киль и наружные стрингеры.

Лидеры голосования

ДжекБот 240
Длина, см: 240
Оценка читателей: 65.3
Всего голосов: 753

Фантазия
Длина, см: 420
Оценка читателей: 65.1
Всего голосов: 1,114

Лидер 500
Длина, см: 500
Оценка читателей: 64.9
Всего голосов: 981

ProfMarine PM 300
Длина, см: 300
Оценка читателей: 63.3
Всего голосов: 922

Spinningline 470 / SL 470
Длина, см: 478
Оценка читателей: 62.7
Всего голосов: 1,512

Волжанка 65
Длина, см: 650
Оценка читателей: 62.5
Всего голосов: 1,121

J.Silver 300
Длина, см: 300
Оценка читателей: 60.0
Всего голосов: 1,638

Catfish 310
Длина, см: 310
Оценка читателей: 59.8
Всего голосов: 1,126

Компакт 200
Длина, см: 200
Оценка читателей: 59.4
Всего голосов: 1,021

Ultraskiff 360
Длина, см: 182
Оценка читателей: 59.4
Всего голосов: 1,044

Как делаются самодельные лодки из фанеры?

Небольшое, устойчивое, способное поднимать на борт 2-3 человека и одновременно легкое судно, имеющее возможности хождения, как с помощью весел, так и мотора или паруса, вполне возможно, создать и без специальной подготовки, ибо лодки такого класса создать по плечу и новичкам. И именно для таких самоделок, применяющих самые простые инструменты и ограниченных в средствах, самым доступным материалом является фанера.

Прочный и одновременно легко поддающийся обработке как с помощью электрических, так и ручных инструментов фанера очень широко применяется не только в строительстве маломерных судов, но и вполне солидных морских яхт.

При этом для маломерного судна фанера как нельзя лучше может реализовать возможность установки лодочного мотора, способного развивать вполне приличные скорости.

Инструменты и материалы

Как ни странно, для самостоятельной постройки лодки самым необходимым условием является правильно подобранное помещение, в котором свободно можно расположить лодку, при этом обязательным условием является наличие вентиляции и при работе в холодную пору года отопления, способного поддерживать комфортную температур для работы и не допускать перепадов температуры воздуха.

При изготовлении чертежей понадобятся:

  • чертежные принадлежности:
  • карандаши;
  • резинки;
  • лекала;
  • длинные металлические линейки и большие треугольники;
  • рейсшина;
  • картон и чертежная бумага;
  • клей для бумаги;
  • калькулятор;

В процессе постройки будут нужны:

  • электрический лобзик;
  • молоток;
  • топор;
  • струбцины (и скорее всего, очень много – как минимум 10 штук);
  • кисти, шпатель металлический, шпатели резиновые;
  • шуруповерт;
  • рубанки ручные или электрорубанок;
  • отвертки;
  • стамески;
  • степлер;
  • пилы ручные и электрическая циркулярная пила;

В качестве материалов для изготовления рекомендуется:

  • фанера стандартных размеров 1,5м *1,5м;
  • доски – сосновые, дубовые:
  • ткань для оклейки корпуса;
  • шпаклевка для заделывания трещин и стыков листов;
  • специальный водонепроницаемый клей;
  • олифа натуральная или водоотталкивающая пропитка для дерева;
  • краска масляная (в случае если владелец приверженец традиционного способа окраски корпуса) или специальная эмаль для корпусов суден;
  • гвозди, шурупы, саморезы;
  • металлическая полоса, металл для уключин и креплений;

Параметры будущей лодки

Оптимальными параметрами для лодки из фанеры толщиной 4-5 мм является:

  1. общая длинна корпуса от носа до транца 4.5 метра;
  2. ширина поверху в самом широком месте корпуса – 1,05 метра;
  3. глубина лодки – 0.4 метра.

Из чего состоит лодка

Главным элементом каркаса лодки является киль – основание, на которое крепятся все остальные части корпуса.

Нос лодки, образуемый форштевнем, крепится с одной стороны, а в корме – ахтерштевень. Это элементы, отвечающие за продольную жесткость конструкции. Они могут быть как из цельного дерева, так и составными – склеенными отдельными частями, и закрепленные гвоздями или шурупами.

Изгибы корпуса и поперечные формы образуются благодаря шпангоутам – поперечным элементам корпуса, придающим ему дополнительную жесткость. Доски поверху форштевня и ахтерштевня, соединенная со шпангоутами по обеим сторонам образуют борта.

Полученный таким образом каркас обшивается поверху фанерой.

Внутри лодки делается настил – слань, он, выполняет роль нижней палубы для того, чтобы не становиться на днище лодки.

Лодки из фанеры под мотор

Лодки для использования мотора, принципиально не отличаются от тех, которые предназначены под весла или парус. Основное отличие здесь заключается в том, что для крепления двигателя видоизменена корма – у них установлена транцевая доска или транец из многослойной фанеры, способной выдержать крепление двигателя.

Отдельные более современные лодки могут иметь и другие элементы маломерных судов такого класса – кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры. Для обеспечения плавучести в таких лодках предусматриваются герметичные ниши для заполнения пеной способные держать лодку на поверхности в случае опрокидывания.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Советы мастера
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: