Функционализм, 1910–1940
История
Форма должна соответствовать функции — таков был девиз направления архитектуры, зародившегося в начале XX века в Европе. — это мировоззрение, отождествляющее лаконичность и осознанность. Еще в I веке до нашей эры архитектор Витрувий утверждал, что архитектура — это прочность, польза и красота. Однако к IX веку случился перекос в сторону стиля. Только к концу столетия стали появляться те, кто был против излишнего украшательства, в их числе были основоположники функционализма.
Одним из пионеров функционализма стал учитель Фрэнка Ллойда Райта Ллуис Салливан — отец американского модернизма, создатель первого небоскреба и концепции органической архитектуры. В 1880-х он же и провозгласил девиз соответствия формы функции, а чуть позже, уже в XX веке, Ле Корьбюзье назвал дом «машиной для жизни».
Официально функционализм вступил в свои права к 1930-м годам благодаря появлению Баухауса и в частности благодаря Вальтеру Гропиусу. Здание школы в Дессау по сей день является иконой функционализма. Так же, как и Ле Корбюзье, архитектор был приверженцем унифицированного массового строительства, стремившимся восполнить нехватку жилья в послевоенное время.
Дома в поселке Вейссенгоф, Ле Корбюзье. Штутгарт, Германия, 1927 Дом Фарнсуорт, Людвиг Мис Ван дер Роэ. Плано, Иллинойс, 1946–1951 Фабрика «Фагус», Вальтер Гропиус, Адольф Мейер. Альфельд, Германия, 1910–1913
Архитектурные принципы
Предпосылкой для революции в архитектуре стал прорыв в строительных технологиях, а точнее — появление железобетона. Благодаря ему архитекторы ушли от массивных кирпичных стен и упростили конструктивную схему до каркасной. Колонны заменили несущие стены и позволили внедрить ленточное остекление, тем самым осветив бо́льшую площадь пространства.Скатные крыши также подверглись метаморфозам, уступив место плоским кровлям, увеличивающим эксплуатируемую площадь.
Не углубляясь в инженерию, можно заметить, что все изменения происходили не просто так. У каждой детали есть свое обоснование, как и у ее отсутствия. Предназначение и функция составляющих диктуют глобальное преобразование внешнего облика здания. А красота, в свою очередь, заключается в честности: если бетон, то он не прикрыт, пандус становится акцентом в интерьере, окна полностью меняют облик здания. Каждый элемент самодостаточен и открыт наблюдателю.
Признаки:
- Простые геометрические формы
- Отказ от декора: строительные конструкции, такие как бетонные плиты или деревянные балки, часто остаются непокрытыми
- Плоская эксплуатируемая кровля
- Ленточное горизонтальное остекление
- Пандусы вместо лестниц
- Возвышение здания над землей на так называемых «ножках»
Особенности стиля конструктивизм
Стиль конструктивизм зародился в тридцатые годы двадцатого века. Основа конструктивизма — рационализм и практичность. Эта идея возникла в противоположность устоям царской России. Послереволюционное общество хотело отгородиться полностью от буржуазного прошлого и в пику «мещанскому» оформлению интерьера создать совершенно новое — функциональное и простое.
Пролетарский конструктивизм появился в качестве российского отголоска авангардного стиля, набиравшего популярность в Европе тех лет. Это направление в оформлении помещений на первый план выставляет не композицию, а конструкцию. Возник стиль в качестве эксперимента, который даёт возможность сотворить что-то необычное, новое, без вычурности и украшательств.
Лаконичные формы, светлые оттенки, большое пространство — всё это соответствует выбранному дизайну
Многие приверженцы этого стиля мыслят чётко и высказывают своё мнение подобным образом: «Кровать нужна лишь для отдыха, зачем её украшать золотыми элементами или лепниной?» Весь декор, не несущий практической пользы, они считают излишеством.
Основные черты конструктивизма в интерьере:
- лаконичность форм;
- отсутствие витиеватости;
- чёткое разделение цвета;
- строгая геометрия форм;
- использование практичных материалов;
- рационализм;
- простота.
От конструктивизма берут истоки и другие подобные дизайнерские направления — минимализм, хай-тек.
Особо следует выделить советский конструктивизм, который появился в качестве госзаказа. Красной нитью этой идеи было социалистическое общежитие. Рабочий простой люд осваивал помещения бывших буржуев и вносил в интерьер свои «поправки» в виде упрощения, избавления от роскоши, устранения любого намёка на декор.
Фабричная, выпускаемая потоком мебель, однотипное расположение комнат, стандартное оформление внутренней части жилья, отсутствие индивидуальных вещей, избавление от «мещанских» штучек (статуэтки, салфетки и пр.) — всё это стало лозунгом для советских людей на долгие годы.
Аскетично и неинтересно выглядело помещение в эпоху советского конструктивизма
Современный конструктивизм превзошёл советское понимание этого стиля, как что-то упрощённое и безликое. С помощью конструктивизма можно выразить свою индивидуальность в зависимости от задумок и материальных возможностей.
Ежедневность и утопия
Здание Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга. Разрушается.
Новые формы конструктивистов стали создавать проекты для повседневной жизни Советского Союза: государственные здания, например, огромный комплекс Госпрома в Харькове (проект Серафимова, Фолджера и Кравеца, 1926-1928гг). О нём упоминает Рейнер Банхам в своей книге «Теория и дизайн в веке первых машин», наряду с Дессо Баухаус, самом большом собрании модернистских работ 1920х. Другие замечательные проекты, включая алюминиевую параболу и стеклянную лестницу Михаила Барща и Михаила Синявского в здании московского планетария 1929 года.
Популярность новых художественных взглядов привело к тому, что архитекторы традиционных принципов приняли конструктивизм. Проект Ивана Жолтовского электростанция МОГЭСа 1926 года, административное здание Наркомзема архитектора Алексея Щусева, оба построены в Москве. Башня инженера Владимира Шухова считалась авангардным проектом и, по словам, Вальтера Бенджамина – это действительно уникальное здание на Западе. Шухов работал в соавторстве с Мельниковым над бахметьевским автобусным гаражом и гаражом на Ново-Рязанской улице. Многие из этих зданий можно увидеть в фильме Сергея Эйзенштейна «Генеральная линия», а также — специально созданный макет колхоза в конструктивистском стиле Андрея Бурова.
Главная цель конструктивистов — это внедрение авангарда в повседневную жизнь. С 1927 года они работали над проектами рабочих клубов, мест для досуга в рабочих районах. Среди наиболее известных из них: завод «Каучук», фабрика «Свобода» и клуб им. Русакова архитектора Константина Мельникова, клуб им. Лихачева — архитекторы братья Веснины, клуб им. Зуева архитектора Ильи Голосова.
Создавались и необычные проекты, например, институт Ленина архитектора Ивана Леонидова, хай-тек проект, который можно сравнить с проектом Бакминстера Фуллера. Он состоит из библиотеки (размером с небоскрёб), планетария и собора, все эти здания связаны вместе монорельсом; или говорящий сам за себя проект летающего города Георгия Крутикова; АСНОВА предлагала также некоторые проекты для проживания в воздухе. Дом Мельникова и его бахметьевский автобусный гараж являются прекрасными примерами соперничества индивидуализма и утилитаризма. Были проекты супрематистских небоскрёбов Казимира Малевича, Лазаря Хикейделя и Николая Суетина. Фантастические элементы проектов Якова Чернихова можно увидеть в его книге экспериментальных проектов «Архитектурные фантазии» 1933 года, за эти проекты его назвали советским Пиранези.
Появление конструктивизма
«Производственное искусство»
Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма. Как писал В. В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»
Как же возникло это принципиально новое направление?
В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить… производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.
Так, один из теоретиков «производственного искусства» Б.Арватов писал, что «…Будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»
«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).
Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.
Рождение термина
Термин «конструктивизм» использовался советскими художниками и архитекторами ещё в 1920 году, однако впервые он был официально обозначен в 1922 году в книге Алексея Михайловича Гана, которая так и называлась — «Конструктивизм». А. М. Ганом провозглашалось, что «…группа конструктивистов ставит своей задачей коммунистическое выражение материальных ценностей… Тектоника, конструкция и фактура — мобилизующие материальные элементы индустриальной культуры». То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.
Особенности стиля конструктивизм в интерьере
В оформлении конструктивизма принято использовать совершенно любые материалы, чаще всего в декорировании такого типа применяют не совсем привычные материалы, а именно железобетон, стекло или даже кирпич. Разумеется, данный стиль может напомнить такое течение как модерн в интерьере, однако определенные отличия все-таки имеются.
В конструктивизме не встретить привычный декор, который осуществляется при помощи так называемой лепки. Если говорить об оформлении фасада при участии этого направления достаточно ритмично могут чередоваться окна и небольшие объемы, а также четкость горизонтальных линий, контраст гладких и стеклянных поверхностей.
Иногда при конструктивизме используются ленточные окна, различного вида плоские покрытия и даже возможны открытые опоры
Если говорить о том, чтобы создать конструктивизм в интерьере помещения, то тут особенное внимание уделяется функциональности, взвешенности и продуманности
Никаких лишних деталей при оформлении интерьера в стиле конструктивизма быть не может. В этом направлении трудно встретить что-то лишнее, что будет цеплять взгляд. В некотором роде данное направление, если использовать его для оформления именно внутреннего интерьера, нередко напоминает ранние античные стили в интерьере, когда все имело определенную функциональную нагрузку.
Оформление интерьера в стиле конструктивизм
Основные тенденции конструктивизма необходимо соблюдать в любом интерьере, но дизайн каждого помещения может несколько отличаться.
Гостиная
Этот простой и лаконичный стиль подойдёт для людей, точно знающих, к чему они стремятся. Как правило, гостиную в конструктивистском дизайне предпочитают хозяева целеустремлённые и организованные.
Ничего лишнего и никакого декора — таковы принципы оформления конструктивистского помещения
Этот стиль подойдёт для гостиной любых размеров. Светлые тона, применяемые на стенах и потолке, помогут визуально расширить малогабаритное помещение. Для расширения пространства и выделения можно использовать акриловые перегородки, панели из стекла, вертикальные конструкции.
В гостиной конструктивизма полки и шкафы лучше сделать встроенными. Вся мебель по цветовой гамме составляет единое целое с занавесками (или жалюзи) и стенам. В гостиной размещают мягкий диван, пару кресел, журнальный столик из стекла или дерева. Все эти предметы — правильной геометрической формы, декоративные элементы не приветствуются.
Для теплоты пола можно добавить светлый ковёр с высоким ворсом, а для освещения использовать точечные светильники по периметру комнаты.
Выбор материала для гостиной в стиле конструктивизма зависит от финансового статуса хозяина помещения. Выбранный дизайн можно сохранить при применении натурального или искусственного камня, паркетной доски из древесины. Панельное оформление стен также соответствует конструктивизму. Главное — постарайтесь сохранить единую концепцию стиля.
Для создания уюта можно поставить на подоконник небольшой горшочек с цветами, а на диван положить несколько функциональных подушек. Мягкие подушки можно положить под спину или сидеть на них. Современные мастера дизайна «позволяют» в гостиной конструктивизма использовать подходящие плакаты или постеры (например, в виде фотообоев).
Спальня
Встроенная мебель, светлые стены, диван, заменяющий кровать, небольшой шкаф — вот и всё, что может быть в спальном помещении стиля конструктивизм.
Сдержанные цвета, геометрические конструкции, минимум декора — всё отвечает требованиям конструктивизма
В спальне можно немного поэкспериментировать и использовать принты или коллажи. Разместить их следует на стене или потолке, но не пытайтесь «втиснуть» в конструктивистскую стилистику цветочки и другие «вольности». Только правильные формы и геометрические рисунки допустимы в оформлении помещения.
Металлические и стеклянные конструкции не помешают спальному интерьеру, но не в качестве декора, а в виде основных элементов.
Кухня
Для кухни в стиле конструктивизма особенно важен функционализм. Все предметы этого помещения должны быть практичными и удобными.
Практичность и лаконичность — основные характеристики такого помещения
Оформление кухонного пространства не должно ограничиваться традиционными материалами. Очень оригинально и стильно выглядит столешница, выполненная из закалённого стекла. На полу и стенах можно использовать керамическую плитку, но очень крупных форматов и гладкой фактуры.
Ровные панели, фасады без шероховатостей и украшений, сдержанная цветовая палитра — основные требования к мебели для кухни в стиле конструктивизм. Большей функциональности кухонного гарнитура можно добиться за счёт использования встроенных корзин, внутренних дверных поверхностей, выдвижных модулей для хранения.
Мебель для принятия пищи — обеденный стол, стулья или диванчики — может быть в виде трансформера: откидная, выдвижная. Это очень удобно и экономит свободное пространство.
Если кухонное помещение немаленькое, то мебель стоит приобрести основательную и прочную — из дуба, например. Формы таких предметов — только простые и незамысловатые геометрические фигуры, без декоративных элементов.
Обилие самых современных бытовых приборов (стеклянных, металлических) – вполне уместно на кухне конструктивизма.
Фотогалерея: варианты оформления интерьера в стиле конструктивизм
vannaya-komnata-v-stile-konstruktivizma.jpg
gostinaya-v-stile-konstruktivizma.jpg
detskaya-komnata-v-stile-konstruktivizma.jpg
komnata-dlya-podrostka-v-stile-konstruktivizma.jpg
variant-oformleniya-konstruktivistskogo-rabochego-prostranstva.jpg
rabochiy-kabinet-v-stile-konstruktivizm.jpg
sovremennyy-variant-voploshcheniya-konstruktivizma-v-interere.jpg
holl-v-gostinice-v-stile-konstruktivizm.jpg
Идеи конструктивизма в интерьере
Конструктивизм пришёл в интерьеры домов в 30-х годах. Упор делался на правильную функциональную геометрию и общую монументальность всего дизайна. Стиль делает акцент на красоте инженерных конструкций и правильных форм. Лишние детали и элементы декора не несущие функциональной нагрузки исключаются. Но это в оригинале и в 20-ых годах, сейчас наоборот используют отсылки к тому времени.
Стиль конструктивизм не подходит для квартир типовых планировок с комнатами-пеналами. В таких квартирах нет ни простора ни сложной геометрии, которые и делают весь дизайн. Если у вас обычная квартира, советуем ознакомиться с другими стилями дизайна и подобрать что-то более подходящее. Если же у вас частный дом или квартира с интересной планировкой и высокими потолками, то конструктивизм вполне подходит. Также будет интересен материал про дизайн кухни в стиле лофт.
Тезисно перечислим, что должно и не должно быть в конструктивизме:
- Правильные идеально ровные стены и углы. Именно поэтому конструктивизм — дорогой стиль.
- Видимые инженерные решения: балки, колонны, провода.
- Ощущение монументальности и основательности — кирпич, бетон, металл, основательная тяжёлая мебель, отсутствие пластика даже в светильниках.
- Полное отсутствие декора и украшений, узоров и рисунков.
Современный конструктивизм: особенности экстерьера
Его преемником сегодня считается скандинавская загородная архитектура, а стиль так и зовут – скандинавский конструктивизм
.Лаконичная геометрия и высокая целесообразность, присущие конструктивизму, переплетаются сегодня с натуральностью, естественностью, обилием света и пространства.
Благодаря внешней простоте, такие дома органично и эффектно вписываются в любой ландшафт, любую природную среду
Они не концентрируют внимание сугубо на себе, благодаря чему деревья, водоем или пригорок, которые рядом, не становятся второстепенными, а красиво обрамляют постройку, продолжают её.Современный конструктивизм – не только эксперименты с формами и линиями, но экологичность и высокая энергоэффективность строительных и отделочных ресурсов, широкое использование новейших методик, а также большая площадь остекления
Древесина больше не под запретом, как и каменная, керамическая плитка, панели из керамзита, облицовочный, строгой формы кирпич, а также самые новые материалы. К слову, они должны быть не только высокого качества и броской фактуры, но и тактильно приятные, чтобы дарить домочадцам максимальный комфорт.
Широкие, без затей веранды и террасы (в том числе на плоских крышах), панорамные окна и даже целые стеклянные стены, создающие иллюзию слияния с природой; серая, черно-белая, сдержанная гамма – таков язык современного конструктивизма.Декор экстерьера подобных домов – это, прежде всего:
- динамика и сочетание строгих, вертикальных и горизонтальных линий;
- разноформатность сегментов – окон, террас и навесов;
- чеканность, выразительность входных порталов;
- текстура отделки, умеренный проблеск стекла;
- контраст светлых и тёмных тонов, белой штукатурки и, например, тёмно-серого камня.
Появление:
В 1923-1925 гг. в советской архитектуре развивалось новое направление — конструктивизм и сплочение сторонников нового направления вокруг лидеров, которыми стали братья Веснины. В проектах общественных сооружений братьев Весниных, участвовавших в первых конкурсах 20-х годов, было зафиксировано появление новой архитектуры, отвечающей духу времени.
Особенности:
Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.
Архитекторы, работавшие в конструктивизме:
Леонид, Виктор и Александр Веснины, Моисей Яковлевич Гинзбург, Константин Мельников, Иван Леонидов, Александр Гегелло, Илья Голосов, Борис Иофан, Иосиф Каракис, Шарль Ле Корбюзье, Олег Лялин и многие другие.
Примеры конструктивизма в архитектуре:
Дворец культуры Завода имени Лихачёва на Восточной улице в Москве.
Построен по проекту братьев Весниных в 1937 году.
Дом культуры имени С. М. Зуева, арх. И.А.Голосов, 1927-1929.
Проект расселения при Магнитогорском комбинате, арх. И. И. Леонидов,
1930.
Стиль конструктивизм в интерьере гостиной
Обычно гостиную оформляют в стиле конструктивизма люди, которым нравиться простота и практичность. Преимущество создания интерьера в этом стиле является, то, что для этого стиля подходит комнаты любой планировки и любой площади.
Эта комната, как визитная карточка, много скажет о настроении и характере дома. Поэтому конструктивизм в гостиной часто выбирают натуры собранные, целеустремленные. Они точно знают, какой должна быть их жизнь. Простой, лаконичный и практичный конструктивизм им по душе. Плюс этого стиля и в том, что он подойдет для оформления помещения любого размера и конфигурации.
Определитесь с архитектурой помещения. Прежде, чем приступать к отделке, распланируйте функциональные зоны, сколько их будет. Как можно чаще задавайте себе вопрос – зачем? Если для лучшего функционала требуется перегородка или стойка, не нужно стесняться. В конструктивизме главным правилом является практическая польза.
- Есть желание придать комнате больше простора и воздуха? Тогда воспользуйтесь современными наработками и материалами. Стеклянные панели, раздвижные акриловые перегородки, зонирование с помощью вертикальных конструкций – все это поможет расширить границы стандартного восприятия помещения, не противореча базовым принципам стиля.
- После того, как определитесь с особенностями конструктива пространства, необходимо выбрать цветовое решение. Для небольших помещений со сложной геометрией предпочтительнее будут светлые тона. Вовсе необязательно выбирать белый или серый. Хорошо подойдет серебристый, оттенок зеленоватого стекла, бежевый или молочный металлик. Сразу расставьте световые акценты, запланировав встроенную подсветку. Для маленького помещения это отличный способ зрительно расширить пространство. Оригинально будет выглядеть разнонаправленные светильники. Например, потолочная и напольная подсветка создадут красивый дизайн, который станет настоящей изюминкой комнаты.
- Допускаются самые разнообразные отделочные материалы, независимо от их цены. Недорогой ламинат также уместен, как и паркетная доска из натурального массива, а искусственный камень выглядит не хуже настоящего. Стены можно красить, оформлять панелями и накладками. Единственное, о чем нужно помнить – о единстве концепции. Конструктивизм означает строгое соотвествие каждого элемента выбранной идее.
- Стиль требует гладких, ровных фактур. Откажитесь от рыхлых и шершавых материалов, отдавайте предпочтение хорошо отшлифованным и полированным. Возьмите за образец металл, вот к такой гладкости и единству должна стремиться отделка. Тем более, что это делает уборку проще и экономнее.
- Мебель выбирайте простых, удобных форм. Декор, вычурность, избыточность исключены. Никаких веселеньких расцветок или резных ножек быть не должно. Лаконичные очертания, надежные крепления, долговечность и прочность – вот что такое мебель для гостиной в стиле конструктивизм.
- Бунтари могут отыграться, остановив свой выбор на необычных расцветках столов, стульев и диванов. Они должны в обязательном порядке гармонировать с окружающей цветовой гаммой, этого достаточно. Так что полукресла алого цвета и угольного оттенка тиковый диван вполне могут составить обстановку гостиной в красно-черных тонах.
- Постарайтесь, чтобы на поверхностях и плоскостях было как можно меньше деталей. Стеклопакеты не разбиваются импостом, дверные полотна не украшаются фигурными филенками, мебельная фурнитура сдержанная, лаконичная, в идеале – встроенная. Цельнокроеные фасады, интегрированные места хранения – вот особенности оформления пространства вашей конструктивистской гостиной.
- Часто идут споры о том, можно ли украшать такие интерьеры картинами, фотографиями и прочими художественными излишествами. Современные дизайнеры склоняются к мысли о том, что оригинальный постер или плакат не нарушит идеи стиля. Если он интегрирован, например, в качестве фотообоев, то такое решение и вовсе выглядит практичным и стилистически верным.
Отличие конструктивизма от подобных стилей
Понятно, скажете вы, но чем же этот, советский конструктивизм отличался от других минималистических течений, например, от функционализма? Он ведь тоже проповедует предельный практицизм и простоту подачи. Пожалуй, главное отличие заключается в том, что конструктивисты пытались соединить высокую функциональность зданий с художественной выразительностью. Достигалось же это не за счет элементов декора, а благодаря формам и материалам.
Концептуальные особенности конструктивизма:
- монолитность (даже очень большие, разбитые на фрагменты здания воспринимаются цельно);
- сегментированность (дома часто состоят из секций, переходящих одна в другую);
- большее разнообразие форм, чем это присуще функционализму. Ничего вычурного, конечно, конструктивисты не предлагали, но игра с формами определенно была: квадраты стен перетекали в цилиндры балконов, параллелепипеды – в кубы и ризалиты лестниц.
Кроме перечисленных примет, для советских зданий, построенных конструктивистами, типичны также плоские крыши, удлиненные окна, массивные опоры-столбы.
Если говорить об идейных различиях, то их можно сформулировать так: минимализм в целом использует простые материалы и скупые формы потому, что ставит во главу угла удобство, а конструктивисты – еще и потому, что видят в этом красоту.
Освещение
Естественность — одно из требований конструктивизма, предъявляемого к освещению. Окна большие и не закрытые шторами — вполне в духе такого дизайна. Если есть необходимость в закрытии от чужих глаз, то чаще используют жалюзи или рулонные шторы белого цвета. Панорамные окна, застеклённые двери с выходом на балкон или террасу — отличное решение в конструктивизме.
Много естественного света можно получить, используя окна во всю стену
Искусственное освещение также приемлемо, источники света в помещении располагают конкретно в тех местах, где это необходимо с функциональной точки зрения. Точечные светильники особенно любимы дизайнерами, работающими над стилем конструктивизма.
В стиле конструктивизма освещение должно быть там, где это необходимо
Подсветки могут располагаться только там, где они нужны: в рабочей кухонной зоне, в месте чтения книг и журналов, у кресла с любимым рукоделием и др.
Такой вариант освещения не выходит за рамки стиля конструктивизма
Все осветительные приборы должны иметь лаконичные формы, без дополнительных декорирующих элементов. Геометрические формы наиболее предпочтительны.
Ìåáåëü â ñòèëå êîíñòðóêòèâèçì
 êîíñòðóêòèâèçìå ìåáåëü íå ãîñïîäñòâóåò íàä ÷åëîâåêîì. Äèçàéíåðû ñòðåìÿòñÿ âîîáùå óáðàòü ìåáåëü «ñ ïðîõîäà», ñïðÿòàòü å¸ â ñòåíàõ, ïðèêðûòü ïàíåëÿìè ñ äèíàìè÷åñêèìè ãåîìåòðè÷åñêèìè ôîðìàìè. Èíòåðüåð ïðåîáðàçîâûâàåòñÿ ïîä ðàáî÷èå íóæäû ÷åëîâåêà. Ðàáî÷åå ïðîñòðàíñòâî èçîëèðóåòñÿ, îñâîáîæäàåòñÿ îò äàâëåíèÿ ìåáåëè. Îíà èãðàåò èñêëþ÷èòåëüíî ôóíêöèîíàëüíóþ ðîëü, ðàññìàòðèâàåòñÿ òîëüêî â ñðåçå ïðàêòè÷åñêîãî ïðèìåíåíèÿ. È òåì íå ìåíåå îíà ïðîäîëæàåò ðàäîâàòü ãëàç çà ñ÷¸ò èãðû äèçàéíåðà ñ å¸ ôîðìîé è ôàêòóðîé. Ïðàâèëüíî ïîäîáðàííûå ãåîìåòðè÷åñêèå îáú¸ìû, âïèñàííûå â êîíñòðóêòèâèñòñêèé èíòåðüåð, ïðèâíîñÿò ñâîé êîëîðèò è ë¸ãêîñòü.
Характерные элементы и аксессуары
На данный момент всё больше дизайнеров при оформлении интерьеров вдохновляются стилем конструктивизм. Он очень близок по духу современному обществу и разрешает многие современные задачи по обустройству жилища. Основная его черта – это расширение и совмещение многофункциональности с простотой и изящностью. Конструктивизм берёт в оборот новые технические достижения бытовой техники и мебельного производства.
Конструктивизм – это тщательно продуманный стиль с чёткими и жёсткими формами и открытыми цветами. За кажущимися примитивизмом и аскетичностью данного стиля, кроется глубокая и продуманная работа архитекторов и дизайнеров. Всё предметы интерьера взаимосвязаны в единый цельный образ и служат одной функциональной цели – поддерживать рабочее настроение, готовность действовать и использовать для своих нужд всё, что находится в распоряжении жильца. А гармоничное сочетание простых линий, углов геометрических объёмов создаёт живой эстетически приятный образ.
Любопытный экземпляр из истории и как бы символ конструктивизма – это знаменитый стол с розеткой. В центре столешницы расположена розетка для подключения электрических приборов, в то время – радио. Другим примером конструктивизма в интерьере может служить торшер с возможностью крепления к нему флагштока. Таким образом простой предмет выполнял сразу несколько функций – освещал комнату и поддерживал древко советского флага. Вообще в конструктивизме прослеживается одна деталь – некоторое уподобление предметов интерьера монументальным архитектурным сооружениям. Ножки стола, например, могли быть стилизованы под колонны, поддерживающие крышу здания – столешницу, в данном случае. Многие предметы могли служить нескольким целям. Например, библиотечный стул, трансформирующийся в небольшую лесенку, что позволяло добираться до высоких библиотечных полок.
Выбор мебели и техники
Мебель в её прямом назначении — это основной постулат при заполнении интерьера в стиле конструктивизма. Эстетическая сторона предметов мебели уходит на второй план, уступив место практичности и функциональности. Стулья — для того чтобы сидеть, стол — для работы или потребления пищи, диван — для отдыха, шкаф — для хранения одежды или посуды.
Функциональная и внешне простая мебель — признак выбранного дизайнерского оформления
Любые декоративные элементы недопустимы. Ножки мебельных предметов небольшие, без вычурности, формы мебели предпочтительно самые простые — круг, квадрат, прямоугольник. В выборе мебели не следует стремиться к уникальности, это совсем неактуально в конструктивизме. Количество мебели в помещении — минимальное.
Только самое необходимое следует располагать в помещении этого дизайна
Даже покрытия мебели должны нести чётко определённую цель. Например, диванное покрывало служит не для украшения, а для согревания хозяев помещения.
Материалы, которые используют дизайнеры для мебели — дерево, металл, кожа, ткань, кожзаменитель. Открытые конструкции стеллажей, полок, шкафов — ещё одна заметная сторона в меблировке.
Техника самого современного уровня отлично вписывается в стиль конструктивизма. Она как бы созвучна этому дизайнерскому направлению, поэтому любое помещение, оснащённое новейшей бытовой техникой, будет соответствовать этому стилю. В интерьере помещают огромные плазменные телевизоры, домашние кинотеатры, встроенные стиральные и посудомоечные машинки и др.
Вся техника, отвечающая современным требованиям, — встроенная и практичная
Нагружая помещение достижениями технического прогресса, вы сможете не только удивить ваших гостей, но и быть на одной волне с выбранным дизайном.
Как должна выглядеть ванная комната в стиле конструктивизма
Как выглядит идеальная ванная комната? Дизайн в стиле конструктивизма даёт возможность разместить на маленькой площади всё необходимое. Сочетание белого и чёрного никогда не выйдет из моды
Стены и пол в ванной комнате обычно выкладывают плиткой. Для рационального использования пространства крепят подвесные унитазы, раковины, врезанные в тумбы. Ванну ставят прямоугольную или размещают компактную душевую кабину. Вместо открытых полок на стену вешают закрытые шкафчики.
Отсутствие естественного освещения компенсируется за счёт светильников на потолке и над умывальником. Зеркала в простой раме или без обрамления, хромированные детали, стекло, станут стильным дополнением интерьера.
Конструктивизм считается родоначальником любимого у молодёжи направления хай-тек, однако по популярности превосходит его, поскольку нравится не только подросткам, но и людям старших поколений, ценящих практичность. Истинная красота заключается в простоте. Именно в этом уверены настоящие ценители интерьеров в стиле конструктивизма, для которых это не просто архитектурное направление, а образ жизни. Простор и изящество, отсутствие нагромождения лишних деталей, обилие света создают уютную спокойную атмосферу в доме, где хочется проводить всё свободное время.
Конструктивизм в архитектуре: интерьер ванной комнаты и кухни
Желание визуально расширить пространство приводит к объединению ванной и туалета. Фавориты интерьера – белый и черный цвета. Округлая раковина монтируется в прямоугольное каменное подстолье. Возможно наличие двери со стеклом в пол. Но стекло при этом изготавливается матовым, или с напылением. При установке ванной с гидромассажем используют специальные шторы или перегородки из стекла. Ванная изобилует зеркалами и стеклом. Предполагается дополнение интерьера навесной сантехникой.
Конструктивному дизайну свойственны традиционные света без оттенков – красный, серый, желтый, бежевый, красный, а также синий и зеленый. Стены выкладываются натуральным камнем или плиткой, в зависимости от бюджета владельца
Важно отсутствие узоров. Максимум допускаются полосы или естественная структура камня
Одно из требований — блестящая гладкость, никаких шероховатых поверхностей.
Для отделения зон используется разное напольное покрытие. Так, мраморную плитку комбинируют с ламинатом или паркетом
Занавески в тон стен или жалюзи не отвлекают внимание хозяйки. Помимо основного источника света, каждая рабочая зона дополнительно подсвечивается
Кухонная техника не прячется от взора, но помещается в нише. Она одновременно выполняет функцию аксессуара.
Конструктивизм в архитектуре, черты которого просматриваются в строгих линиях и прямых углах, выделяет в обеденной зоне стол. Направление можно определить по контрастным цветам и сочетанию материалов (дерево-стекло, дерево-камень). Многие собственники совмещают гостиную с кухней, предоставляя себе больше возможностей для оформления дизайна.